Каждая организация, будь это только что созданный малый бизнес до глобальной корпорации со славной историей, имеет свою уникальную культуру с набором свойственных только ей ценностей, норм и практик, которые определяют поведение людей в команде, стиль управления и взаимодействия с партнёрами и клиентами. Ценности проявляются в самых различных аспектах – в стиле коммуникации, в рабочей среде, процессах, традициях и атмосфере.
Ценности определяют буквально все в каждой организации в целом и малых командах. Процесс можно осознавать или действовать по наитию, особенно в момент создания бизнеса и период активного роста. Однако как только конкуренция начинает подогревать рынок, организация начинает задумываться о более четком видении и ценностях, потому что это помогает оставаться на правильном пути, адаптироваться к новым вызовам, привлекать людей, которые действительно верят в цель компании, готовы работать на ее благо, работать в одном направлении. Каждый понимает, как его действия способствуют достижению общих целей. Если действовать осознанно, то этим можно управлять, развивая корпоративную культуру и ускоряя стратегию развития.
Определение ценностейДля исследования среди сотрудников, руководителей и других заинтересованных сторон с целью выявления ключевых ценностей, отражающих культуру и цели организации, можно использовать самые разные методы:
1. Анкеты и опросы, которые позволяют собрать мнения и предпочтения сотрудников относительно ценностей и культуры.
2. Индивидуальные/групповые глубинные интервью с представителями различных уровней и подразделений для оценки восприятия ценностей и культуры.
3. Фокус-группы с небольшими группами сотрудников, чтобы выявить общие темы и ценности через взаимодействие и обмен мнениями.
4. Проведение наблюдений за рабочими процессами и взаимодействием сотрудников в естественной среде для понимания неформальных аспектов культуры.
5. Анализ внутренних документов: приказов, уставов, кодексов поведения, корпоративных ценностей и других документов, чтобы зафиксировать декларируемые ценности.
6. Кейсы: успешные и неудачные примеры из практики организации для выявления ценностей, которые способствовали или препятствовали достижениям.
7. Вовлечение руководителей в процесс обсуждения ценностей, чтобы получить их мнение о том, что они считают важным для организации и ее успеха.
8. Анонимный обмен мнениями, в рамках которого сотрудники могут делиться своими мыслями о культуре и ценностях без страха быть осужденными.
9. Использование доступных инструментов и моделей для оценки культуры, таких как модель Хофстеде, Денисона и пр. Российская компания
KeyHabits, к примеру, использует для описания разных стратегий бизнеса и стратегий подбора и удержания людей с определенными ценностями такую модель: