Большая идея, суть, предназначение - миссия - будет относиться и к рациональной, и к эмоциональной стороне бизнеса. В рациональной, стратегической части необходимо будет ответить на вопросы "Чего мы хотим достичь в итоге", "Какие количественные, качественные и инфраструктурные цели необходимо поставить?", "Как тактически и практически мы будем это реализовывать?". В эмоциональной части на уровне стратегии окажется "Видение - кто мы? как мы себя видим?", на уровне конкретных стратегических целей окажутся "Ценности, убеждения, жизненные установки - и вопросы "Почему это важно?", "Во что мы верим?", "Что мы считаем правильным?". Уровень тактики в рациональной части будет отражен в эмоциональной через принципы, навыки, способности, которые будут необходимы, чтобы реализовать верхнеуровневые стратегические цели.
Когда сильной культурной черты становится слишком много
Иногда мы слышим от компаний, которые не сформулировали миссию, видение и ценности, что у них их вообще нет корпоративной культуры. Но мы уже разобрались в том, что культура с основным ценностным рядом существует с первого дня основания бизнеса. Она, как все живое в мире, развивается, меняется, в том числе и через кризисы роста. Она может не устраивать, вызывать чувство дискомфорта и дисбаланса. Иногда какая-то сильная культурная сторона в компании оказывается "перекаченной", "переросшей".
Зрелые компании, заметив, что какой-то сильной стороны стало слишком много, в ходе аудита корпоративной культуры могут проанализировать:
- а чему служит этот "перекаченный" аспект, например, чрезмерный контроль? или осторожность в принятии решений?
- какую пользу это приносит?
- можем ли мы увидеть в нем положительные свойства и дополнить его, расширить каким-то новым качеством, убеждением, отношением?
И если ответ "да", то нужно решить, какие изменения должны произойти и что нужно сделать, какие компетенции, знания, навыки, технологии необходимо внедрить компании. На что можно опереться в организации прямо сейчас, из того, что уже есть в организации? Кто уже в компании является носителем ценностей и убеждений, которые должны стать общими и расширяющими культурный код? Именно так и происходит трансформация культуры и процессов.