Вовлечение или увлечение
Еще до прихода в компанию даже самый сдержанный кандидат переживает ряд эмоциональных состояний: прежде всего, интерес к организации. Если интерес взаимный, стороны договариваются о телефонном собеседовании или личной встрече. Для большинства людей это очень волнительный момент. Примерно такой же, как любовное свидание. Время "увлечения" кандидата компанией и наоборот можно соотнести с периодами ухаживания и помолвки в жизни человека. По замечательному совпадению по-английски "engagement" не только вовлеченность, но и помолвка. Интересно заметить, что и вовлечение в жизнь компании появляется на этом этапе.
Репутация работодателя
Бывают ситуации, когда работодатель ищет человека на место уходящему сотруднику. По трудовому законодательству любой сотрудник имеет право передумать и остаться в организации, отозвав заявление на увольнение. А работодатель обязан сохранить рабочее место за ним и отказать кандидату. Ситуация часто осложняется тем, что остающийся сотрудник ценен для команды, но и кандидат хорош и его жалко терять. Кроме всего прочего, кандидат может "сжечь все мосты", чтобы прийти на новую работу.
Перед работодателем встает задача сохранить репутацию. Хорошо, когда набор растет взрывным образом и в разные подразделения требуются профессиональные и вовлеченные кандидаты. Но когда ситуация в организации стабильна и найм не активный, быть на постоянной связи и вести максимально открытую коммуникацию — единственное верное средство для сохранения репутации.
Первый день на новой работе — это стресс, поскольку мы испытываем много волнений по поводу того, как примет нас новый коллектив. В психологии есть понятие эффекта ореола — первого впечатления, которое формирует друг о друге установки и которое в очень большой степени определяет дальнейшие отношения работодателя и работника. Произведенное первое впечатление практически невозможно изменить впоследствии. Поэтому столь важны действия и компании, и новичка в первые часы и дни работы.
Важно помнить, что стресс первого дня на новой работе входит в топ-3 стрессов в жизни человека. Сильнее психологи считают только смерть близких и развод. Приходя на новую работу мы желаем быть принятыми в сообщество. Тут срабатывают автоматические реакции мозга, который держит в коллективной памяти ситуации многовековой давности, когда быть не принятым в племени означало неизбежную смерть. И когда мы чувствуем, что коллектив на новой работе нас принял, мы испытываем эйфорию. Что тоже является стрессом для организма.
Адаптация
Те работодатели, которые знают, какие какие реакции включаются у человека в первые дни и недели на работе, продумывают систему адаптации, которая выгодно отстраивает их от своих конкурентов уже на этой территории в самой первой точке контакта со своими людьми.
У лучших игроков рынка работодателя мы встретим прописанные процессы приветственных дней. Человеку показывают как на деле выглядит физическая рабочая среда, реальный график работы. Компания выделяет специального человека, который встретит новичка у входа в офис, поможет с пропуском, проводит в кабинет для оформления; объяснит, как будет построен рабочий день, проводит на рабочее место, расскажет ему обо всех необходимых ресурсах. Такие работодатели продумывают традиции представления новичков команде. Хорошая система адаптации продумана в нескольких этапах: в первые день, неделю, месяц, три, шесть, двенадцать месяцев и завязана на короткие и долговременные цели на испытательный срок и критерии, по которым будет оценен успех новичка.
Серьезные отношения
Во взаимодействии между компанией и людьми формируется эмоциональное отношение работника к компании, которое и отражает "вовлеченность". Часто вовлеченные отношения работника и работодателя отражают лояльность к компании и желание пройти "лишнюю милю" для достижения результата.
Тут важно помнить, что в любой организации человек общается с людьми. Он попадает в сформированную систему отношений и привносит что-то свое, видоизменяя ее. И каждый уровень отношений в организации важен для вовлеченности отдельного работника и уровня вовлеченности в организации в целом. Если говорить об уровнях, то это и отношения с коллегами, и отношения с непосредственным менеджером, и отношение к бренду, продукту, услугам компании, отношение к её высшему руководству. На вовлеченность будет оказывать влияние вид деятельности, стиль управления, истории, которые описывают жизнь компании и составляют основу её корпоративной культуры.
Но самое важное, это то, чтобы и организация, и человек вступали друг с другом в равноправные отношения. Компания представляет себя своим работникам как ресурс для реализации их собственной миссии и потенциала. А сотрудник представляет себя, свои таланты, квалификацию, опыт для реализации миссии и видения компании. В таких отношениях человек и компания равноправны в своем выборе — они понимают друг друга, знают сильные качества обеих сторон, на которые можно опереться, чтобы вместе достичь своих целей.
О расставании
Как сказал классик: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему". У каждого человека и каждой компании причины расставания самые разные. И на этом этапе важно анализировать причины увольнения и человеку, и компании. За каждым решением о расставании кроется позитивное намерение и желание работника или работодателя лучшей перспективы для него в этот конкретный момент.
Обратную связь полезно собирать в момент расставания или сразу после.
Для этого этапа даже существует специальное название "выходное интервью"
— ценный разговор о том, что происходит в компании, что беспокоит увольняющегося. Обычно на этом этапе люди максимально искренне и безбоязненно могут рассказать, что они ценят в работе в этой организации, а что их не удовлетворяет. Назначать такое интервью лучше до завершения работы или сразу после, пока впечатления от опыта работы в компании свежи.
Интересы работодателя и работника могут вновь сойтись в самом неожиданном сценарии. Поэтому сохранять взрослые, здоровые отношения – обоюдная задача. А для этого на протяжении карьеры работникам полезно анализировать причины, которые привели к решению об увольнении, а компаниям полезно знать структуру причин увольнения ее работников.